Восемь художников в финале конкурса молодых дизайнеров New Names Belarus Fashion Week by Mark Formelle

Мода не должна быть смешной

В финал конкурса молодых дизайнеров New Names Belarus Fashion Week by Mark Formelle прошли восемь художников. Победитель будет определен 25 мая в рамках Fashion Idea Festival.

В эскизном туре приняли участие 60 дизайнеров, путевку во второй этап конкурса получили лишь 11 из них. Компания Mark Formelle предоставила им материалы для реализации своих коллекций. Впервые была введена практика менторства: эксперты из мира моды были закреплены за участниками и помогали им с воплощением задумок.

Во втором туре, прошедшем 5 мая, дизайнеры должны были продемонстрировать, что же у них получилось. Жюри оценивало новизну и свежесть идей, мастерство исполнения, коммерческие перспективы каждой коллекции. Во время презентаций своих изделий дизайнеры рассказывали об источниках вдохновения, особенностях изготовления отдельных элементов одежды, а также об их функциональных характеристиках.

В финале только девушки

Финалистка конкурса Дарья Гайдук представила сложные конструктивные формы. Она избрала маскулинный крой — «одежду с мужского плеча», для которой характерны большой объем в области плеч и узкая талия. Основной материал — неопрен, отличающийся прочностью и пластичностью. Изюминкой коллекции стали сумки ручной работы, сделанные из фетра.

Девушка окончила Гродненский университет им. Янки Купалы по специальности «дизайнер костюма и тканей». В этом году в родном городе открыла небольшую студию и теперь принимает заказы на пошив одежды. Комплект из рубашки и туники без учета материала обойдется ее клиенту в 80—90 руб.

Второй участницей, получившей право представить свою коллекцию в финале конкурса, стала Алевтина Расолько. Тема ее женских комплектов — женственность в современном прочтении. Мужские же олицетворяют мужественность, причем дизайнер обратилась к истории тактической одежды и снабдила эти комплекты множеством карманов и других удобных приспособлений.

Алевтина — экономист по образованию, портняжному делу обучалась самостоятельно. Сегодня заказы у нее расписаны на два месяца вперед. Она шьет все — от нижнего белья и до верхней одежды, причем из самых разных тканей. Мечтает поработать в компании Mark Formelle, открыть собственную дизайн-студию и запустить социальный телепроект для девочек.

Единодушное одобрение всех членов жюри получила коллекция Агаты Каробки «Сорока». Мастер соединила сценический и городской стили. Коллекция изготовлена из трикотажа с использованием перьев, рюшей, стразов.

«Были некоторые сложности с подбором материалов, — рассказала дизайнер. — К трикотажу вопросов не было: компания предоставила огромный выбор этой ткани. Но моя коллекция довольно эпатажная, поэтому какие-то изысканные материалы (паеточную ткань, сетку, органзу) приходилось докупать самой. Они довольно дорогие, и Mark Formelle с ними мало работает».

Агата Каробка отметила важность участия менторов в конкурсе: «Педагог наставляет, помогает заметить какие-то недочеты. В начале работы мой ментор скептически отнесся к обилию блесток на одежде, но я дала ему понять, что в этом суть моего творчества, и не изменила себе».

Азам конструирования, моделирования одежды девушку научила мама. По словам дизайнера, ее одежда относится, скорее, к категории фешен-нарядов и подходит для вечернего выхода в свет. Основные заказчики Агаты Каробки — спорт­смены, танцевальные коллективы. Она шила наряды, например, для выступлений знаменитой белорусской гимнастки Мелитины Станюты и школы современного танца и чирлидинга Blackfox.

Право представить свои коллекции в финале также получили Людмила Балабушко, Юлия Демидович, Анастасия Спиридович. Кроме того, жюри конкурса дало дополнительный шанс еще двум участницам — Алине Богдановой и Марии Езерской. Двадцать четвертого мая, накануне финала, они должны будут представить завершенные коллекции, доработанные в соответствии с рекомендациями жюри.

Новизну и эксперимент — в производство

Директор Mark Formelle Светлана Сипарова отметила, что конкурс дает начинающим дизайнерам возможность творчески раскрыться, почувствовать свой индивидуальный стиль и получить столь важный сегодня профессиональный опыт.

«Меня часто спрашивают: когда дизайнеры должны изучать тренды? Постоянно. Это довольно трудно, потому что если раньше моду диктовали только глобальные бренды, то сейчас эту роль на себя часто берут блогеры, появляется много самобытных, интересных дизайнеров, которые чувствуют новые веяния. Мода меняется, и нужно уметь адаптироваться под этот темп, встраивать свой стиль в глобальный контекст. Все должно жить в современном ключе. Копируя прошлое, важно не забывать про современные тренды, иначе изделия никого не заинтересуют», — подчеркнула Светлана Сипарова.

«Я, как зритель, член жюри, имею отношение к разным конкурсам дизайнеров и часто замечаю, что участники не понимают цели, ради которой затевается мероприятие, — сказала «БР» руководитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова. — Многие слишком упрощенно понимают задачу и создают коммерческие коллекции, которые и так продаются в сети Mark Formelle. В учебных учреждениях дизайнеров должны учить новизне, эксперименту, который, безусловно, в конечном итоге необходимо адаптировать на производстве. Начинающий дизайнер обязан быть творцом, и результат его трудов не должен быть смешным. Когда мы видим коллекции некоторых дизайнеров, то задаемся вопросом: а листает ли он модные журналы?

Почему в Лондоне, Германии, Италии есть интересные молодые творцы со свежим, креативным мышлением, а у нас дефицит таковых? Проблема, видимо, берет начало от студенческой скамьи. Учебным заведениям однозначно нужны реформы. Им стоит теснее сотрудничать с действующими дизайнерами, привлекать их в качестве преподавателей. Безу­словно, такая практика существует. Например, Ольга Самощенко преподает в Академии искусств, но этого мало. Мэтров, которые будут направлять молодых творцов, должно быть больше, и тогда, возможно, чаще станут появляться действительно смелые, впечатляющие коллекции».

По словам собеседницы «БР», у многих участников конкурсов для дизайнеров прослеживается стремление сразу создать коммерческую коллекцию. Нередко они повторяют чужое, но позиционируют свои изделия как авторский дизайн — это одна из наших насущных проблем. У молодых дизайнеров данный недостаток еще поддается корректировке, а вот «с более зрелыми разговаривать на эту тему бесполезно».

«Сегодня покупатель становится грамотнее и не хочет переплачивать за вещь, которая конструктивно неправильно сделана или слишком проста, ткани не апробированы. Становится очевидным, что дизайнер не работал на предприятии, не понимает технологий. Любому дизайнеру очень важно поработать на фабрике. Это огромная школа, опыт. Я, будучи руководителем Белорусской недели моды, прошла десятки стажировок на предприятиях, чтобы понять весь процесс создания и выхода коллекции на рынок», — подчеркнула Янина Гончарова.

Гонорар для коллекции

Победитель конкурса получит возможность представить свою коллекцию, созданную на базе предприятия, на первом фестивале креативных идей Fashion Idea Festival, а также авторский гонорар в размере 2000 руб. от компании Mark Formelle.

«В этом году мы хотим больше коллекций запустить в производство, — отметила Светлана Сипарова. — Возможно, они будут небольшими, но мы для того и проводили туры в присутствии специалистов по планированию производства, чтобы уже сейчас отбирать коллекции, которые будут лимитированно готовиться к выходу на рынок».

Опубликовано: 15 мая 2018

Источник: www.belmarket.by